Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Понедельник, 29.04.2024, 09:44
Персональный сайт учителя-дефектолога Мониры Ильясовны Орловой
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [7]
Внеурочная деятельность [2]
Конкурс сайтов
Конкурс
BannerFans.com
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Кто такой дефектолог и зачем к нему нужно обращаться?

Кто такой дефектолог и зачем к нему нужно обращаться?

    Дефектолог – это специалист, занимающийся развитием, обучением и воспитанием «особенных» детей (детей с физическими и психическими нарушениями). Мы говорим о таких нарушениях ребенка, как задержка речевого развития, задержка психомоторного развития, умственная отсталость, аутизм, эпилепсия, ДЦП и т.д. «Особенным» детям требуется повышенное внимание родителей, а специалистам, с ними работающими, - определенная квалификация. Таким детям необходим комплексный подход к обучению, воспитанию, коррекции поведения. Именно поэтому работа дефектолога тесно связана с областями работы других специалистов: психологией, медициной, педагогикой и др. Понятие "дефект" произошло от латинского слова defectus - изъян, недостаток. В свою очередь, слово "дефектология" содержит в себе две части ("дефект" и "логия") - это педагогическая наука, изучающая особенности развития, обучения и воспитания аномальных детей. Она включает в себя логопедию, олигофренопедагогику, сурдопедагогику и тифлопедагогику. Изучением детей с нарушениями развития занимается медицина, педагогика и психология.

    Изучением особенностей развития, обучения и воспитания аномальных детей начали активно заниматься еще в начале XX века, так как только своевременная диагностика может помочь ребенку с нарушениями развиваться практически так же, как и обычному. Дефектолог с помощью специальных средств, коррекционной работы может достигнуть значительной компенсации - восстановления или замещения нарушенной у ребенка функции.

Основные направления дефектологии:

  • логопедия — изучение различных нарушений и дефектов речи и методов их коррекции;
  • сурдопедагогика — воспитание и обучение людей с недостатками слуха;
  • тифлопедагогика — воспитание и обучение людей с нарушениями зрения;
  • сурдотифлопедагогика — воспитание и обучение слепоглухонемых людей;
  • амблиология — адаптация и социальная реабилитация слепых и слабовидящих пациентов;
  • олигофренопедагогика — воспитание и обучение умственно отсталых людей и вопросы их социальной реабилитации.

Основные направления работы дефектолога:

  • Помощь при неравномерном развитии ВПФ. (Например, память хорошая, а речь отстаёт в развитии; мышление хорошее, а внимание слабое);
  • Проблемы развития при ряде заболеваний: ПЭП, ММД, ЗРР, ЗПР, РДА, СДВГ (речевые нарушения, недостаточное внимание, память, неусидчивость, сложности в обучении и т.д.);
  • Проблемы школьной успеваемости по причине нарушенного развития в дошкольном возрасте;
  • Помощь детям при нарушениях умственного и физического развития.

Методы работы дефектолога:

  • урочный метод (выглядит как обычный урок с определённой целью);
  • игровой метод (развивающие, обучающие, воспитательные игровые занятия);
  • метод контроля достижений (включает задания и последующий контроль их выполнения). Особенно хорошо помогает детям, не умеющим достигать результатов в обучении, преодолевать трудности и собственную лень.

Как строится работа дефектолога?

В работе дефектолога преобладает такая форма занятий, как индивидуальные занятия. Это позволяет максимально учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, увидеть лишь ему присущие специфические отклонения в психическом развитии и подобрать действенные методические приемы для их преодоления и уменьшения. Всестороннее обследование развития высших психических функций направлено на выявление уровня овладения ребенком важнейшими видами деятельности (предметной, игровой, изобразительной, элементарной трудовой), развития восприятия, умения осуществлять простейшие мыслительные операции. Особое внимание уделяется анализу речевого развития ребенка, установлению его уровня, выявлению возможных нарушений звукопроизношения, построения логико-грамматических конструкций, фразовой речи.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: moniraorlova (07.11.2015)
Просмотров: 992 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 20